Импортозамещение в сфере ИТ (информационных технологий)
- российские серверы,
- российское сетевое оборудование,
- российское компьютерное оборудование,
- российские системы хранения данных (СХД),
- российские источники бесперебойного питания (ИБП),
- российские операционные системы,
- российские системы виртуализации,
- российские облачные решения,
- российское программное обеспечение,
- информационная безопасность.
Импортозамещение — это процесс замещения импортных товаров отечественными (произведёнными внутри страны).
Цель импортозамещения — достижение технологической независимости от иностранных государств.
Импортозамещение IT в России
Согласно приказу Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 года N 96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» в ИТ-инфраструктуре государственных предприятий и компаний с государственным участием к концу 2021 года должно преобладать российское программное обеспечение.
Предложенные нормативы по внедрению российского программного обеспечения для государственных структур (согласно приказу Минкомсвязи России от 20 сентября 2018 года №486 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения»):
Для коммерческих организаций переход ИТ-инфраструктуры на импортозамещение не является обязательным условием, но, учитывая политическую обстановку 2022 года этот шаг позволит:
- преодолеть критическую зависимость от зарубежных поставок;
- эффективно распределить ИТ-бюджет, не опираясь на неустойчивое положение курса доллара;
- сохранить стабильную работу ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов организации.
Документы, регламентирующие импортозамещение в сфере ИТ:
- Приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 года N 96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения».
- Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно регламентирующим документам, программное обеспечение и оборудование считается импортозамещающим, если данные о них включены в соответствующие реестры:
- Реестр российской промышленной продукции ГИСП Минпромторга.
- Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи.
- Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (ЕРРРП) Минпромторга.
- Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) Минпромторга.
- Реестр средств защиты информации ФСБ.
- Реестр средств защиты информации ФСТЭК.
- Реестр аккредитованных ИТ-компаний Минкомсвязи.
Переход на импортозамещение в ИТ для организаций
Переход на импортозамещение — это долгий и трудозатратный процесс трансформации ИТ-инфраструктуры, который затрагивает: внутренние процессы организации, внешнюю сторону (потребители, контролирующие органы), а также технологические партнёрства.
Сегодня есть 2 сценария развития событий:
- 1. Отключить обновления, остаться без технической поддержки и продолжать использовать установленные решения.
- 2. Переходить на полное или преимущественное импортозамещение (до 80%).
К сожалению, полностью перейти на российские решения безболезненно в один момент невозможно. Поэтому мы рекомендуем составить пошаговый план последовательного обновления всей ИТ-инфраструктуры для нивелирования возможных рисков.
Рекомендации для тех, кто не знает с чего начать:
- проведите инвентаризацию существующей ИТ-инфраструктуры;
- выберите стратегию (например, заменить только критичные узлы или базисные решения, сделать акцент на защите и т. д.);
- рассчитайте постепенность сроков с учётом дополнительного времени на закупку, внедрение и обучение сотрудников работе с отечественными аналогами ИТ-решений;
- смотрите в сторону платформ или экосистем, а не open-source-решений, так как внедрение и обслуживание последних потребует создания внутренних центров компетенций для доработки и поддержки;
- при проведении пилотирования используйте модель подписки — в режиме теста или демонстрационного стенда пробуйте на отдельных участках внедрение тех или иных отечественных решений с фиксацией результата.
- подбирайте альтернативы заменяемому решению (где это возможно). Часть российских производителей импортирует комплектующие из других стран, и из-за санкций у них может возникнуть пауза в производстве оборудования. Со временем процесс наладится (появятся новые логистические цепочки или собственное производство), но есть риски увеличения сроков поставки и стоимости оборудования на этот период.
Чем мы можем вам помочь при переходе на импортозамещение:
Проведём анализ и оценку:
- на предмет наличия узких мест в информационных системах, создающих риски при переходе на импортонезависимые решения,
- сроков действия лицензионных соглашений и соглашений на техническую поддержку.
Разработаем план по импортозамещению:
- предложим возможные сценарии замены решений российскими аналогами,
- пропишем очерёдность действий, сроки и предварительный бюджет.
Поставим и внедрим российские аналоги: отечественное программное обеспечение, отечественные аппаратные решения.
Возьмём на аутсорсинг вашу ИТ-инфраструктуру:
- Обслуживание: рабочие станции, программное обеспечение, серверное оборудование, оргтехника, сканеры, МФУ.
- Администрирование: виртуальные серверы и приложения, IP-телефония и виртуальная АТС, сервисы, службы и приложения, а также сетевое оборудование.
- Проведём обучение (при необходимости) для пользователей.
Плюсы для заказчиков на ИТ-аутсорсинге: реакция на заявки до 15 минут, количество выездов не ограничено, работаем по NDA.
Елена Гуцало, директор ИТ-компании «Азон»:
«Мы рассматриваем процесс импортозамещения как необходимый шаг вперёд для развития экономики нашей страны, и, как системный интегратор, непосредственно в нём участвуем.
К сожалению, мы наблюдаем барьеры, которые существенно тормозят динамику развития процесса: недоверие к российским разработкам, ограниченный выбор отечественных решений, дефицит компетентных ИТ-специалистов, а также отрицательное восприятие самого термина «импортозамещение» со стороны пользователей.
На наш взгляд, здесь есть только один выход, который предполагает налаживание тесного контакта между всеми участниками процесса: государственными структурами, производителями, системными интеграторами и финальными заказчиками. Если все стороны начнут слышать и давать обратную связь друг другу, то уже в 2024 году можно будет наблюдать картину успешного импортозамещения».